- Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФАОП ДО и ФГОС ДО для детей раннего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра Приказ № 67 от 28.08.2024 г.
- Приказ №70/1 от 28.08.2024г. "О создании психолого-педагогического консилиума"
- План работы ПМПк МБДОО «Еланский ДС №5 «Теремок» на 2024-2025 учебный год
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («Дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в МБДОО «Еланский ДС №5 «Теремок» на 2024-2028 годы
- ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ (ДОРОЖНАЯ КАРТА) по обеспечению условий доступности для инвалидов объекта и услуг в сфере образования
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБДОО «Еланский ДС № 5 «Теремок» от 26.08.2022 г.
- Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования
- Политика обеспечения для инвалидов и других маломобильных граждан объектов и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в МБДОО «Еланский ДС № 5 «Теремок»
Доступная среда в ДОО
"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб"
В.В. Путин
О доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья
Информация о предоставлении образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам.
Организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации «Еланский детский сад № 5 "Теремок" осуществляется в соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами ДОО.
Нормативно-правовой основой инклюзивного образования являются следующие документы:
— Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,
— Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (с изменениями на 14 сентября 2016 года),
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
— письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
В ДОО созданы условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование адаптированных образовательных программ;
- специальных методов обучения и воспитания;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Информация о созданных условиях для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основании Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 № 575 "О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации
Безбарьерная (доступная) среда - это среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
-Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, - использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха | |
Инвалиды с нарушением зрения | |
Инвалиды с нарушением интеллекта | |
Инвалиды на кресле-коляске | |
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры
МБДОО « Еланский детский сад №5 "Теремок"
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ |
Специально оборудованных кабинетов нет, лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ оборудован дидактический стол для проведения песочной терапии, дидактические игры для тактильных игр. |
Обеспечение доступа в здания ДОО детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Входная площадка имеет навес, звонок при входе, наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не требуется. Доступ в помещение, кабинеты администрации, медицинскому кабинету, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица |
Условия питания детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Не требуется создание особых условий В учреждении организовано четырехразовое питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13.сбалансированное в соответствии с примерным 10-дневным меню. Дети инвалиды обеспечиваются бесплатным питанием, при условии подтверждения льгот. |
Условия охраны здоровья детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Организации образовательной деятельности данной категории детей осуществляется с учетом здоровья, а именно разработан щадящий режим дня, разработана и утверждена адаптированная образовательная программа. |
Доступ и информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям детей-инвалидов или детей с ОВЗ |
Не требуется создание особых условий. Имеется мультимедийное оборудование с подключением программ в сети Интернет. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
|
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОО оборудованием |
Наряду с этим необходимо отметить, что создание условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей на сегодняшний день рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОО созданы оптимальные организационно-педагогические условия направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОО. Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Также созданы условия для повышения педагогической компетентности воспитателей через проведение семинаров, консультаций, участие в вебинарах.
Все педагоги ДОО прошли обучение на курсах по организации образования детей с ОВЗ.
В течение учебного года в рамках образовательной деятельности уделяется внимание вопросам формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у детей дошкольного возраста.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В ДОО с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
- проведение профилактических осмотров;
- мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
- осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Система индивидуальной работы с воспитанниками ведется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума и консультативного пункта ДОО.
В начале учебного года по запросам родителей проводится углубленное диагностическое исследование уровня когнитивных процессов детей, имеющих определенные трудности в развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная (модифицированная) для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом образовательной организации и положением, утвержденным руководителем ДОО.
Психолого-медико-педагогический консилиум — это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.
Цель ПМПк - обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачи психолого-медико-педагогического консилиума:
* выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
* выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
* подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;
* выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
* анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,
* формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОО принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОО должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОО для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- Принцип развития- Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип природособразности воспитания- Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности- Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
- Принцип взаимодействия- Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества- Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
- Принцип обучения деятельности- Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий- Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
В МБДОО "Еланский ДС № 5 "Теремок" присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОО - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Группы ДОО, где находятся дети с ОВЗ и дети-инвалиды, оборудованы специальной мебелью; раковиной, унитазом.
Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
В МБДОО "Еланский ДС № 5 "Теремок" для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы следующие условия:
Нормативно-правовое обеспечение · приказ о создании Службы ранней помощи детям с ОВЗ · положение об организации деятельности службы ранней помощи детям с с ограниченными возможностями здоровья и их семьям · положение о ПМПк Программно-методическое обеспечение На каждого воспитанника составляется индивидуальный маршрут развития. При необходимости, воспитанники с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года направляются на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения. Создание развивающей предметно-пространственной среды Размещается дошкольное учреждение на равнинной местности в 2-х этажном здании, и 1 учебном и 2 учебном корпусах. Внешний вид ДОО, оформление интерьеров, холлов, лестничного марша, групповых комнат и зала соответствует современным требованиям эстетики, культуры быта. Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по территории предусмотрены ровные, не скользкие, выложенные тротуарной плиткой пешеходные дорожки, организован доступный подъезд. В ДОО создана домашняя обстановка, обеспечивающая психологический комфорт. Материально-техническое оснащение ДОО соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Учебно-методический комплекс представлен следующими специализированными помещениями:
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов: 1.Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет. Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.
|
2. Здание детского сада построено в 1975 году. Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Входная площадка имеет навес, звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
В учреждение обеспечен беспрепятственный доступ в здание детского сада инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- на входе в здание располагается тактильная вывеска с наименованием организации, графиком работы, отражена на контрастном фоне;
- отсутствие перепадов по высоте, обеспечивает возможность свободного входа в здание и выхода их него;
- центральный вход оборудован звонком и тактильным знаком;
- при входе в здание МБДОО «Еланский ДС № 5 «Теремок» для инвалидов по зрению установлена информационная мнемосхема
( тактильная схема движения) ;
- на основных путях движения предусмотрена тактильная направляющая полоса;
- при необходимости для обеспечения доступа в здание инвалиду или лицу с ограниченными возможностями здоровья будет предоставлено сопровождающее лицо.
3. Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – создание отдельного меню не осуществляется. МБДОО осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. В ДОО организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Дети инвалиды обеспечиваются бесплатным питанием, при условии подтверждения льгот.
4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ: для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития в МБДОО «Еланский ДС № 5 «Теремок» функционирует медицинский блок: кабинет медсестры, изолятор.
Наличие медицинского оборудования для проведения лечебных и профилактических мероприятий, для оздоровления детей: весы, ростомер.
Наличие условий для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий: физкультурная площадка - 1, физкультурный уголок - 6, физкультурного оборудования – малые и крупные формы.
Педагоги организуют образовательный процесс с учётом здоровья детей, их индивидуальных особенностей развития. В группах соблюдаются требования СП2.4.3648-20. Состояние помещений детского сада соответствует гигиеническим требованиям, поддерживается в норме световой, воздушный, питьевой режимы. В детском саду создается безопасная, здоровьесберегающая, комфортная развивающая среда, педагогами регулярно проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- другие виды гимнастик (дыхательная, пальчиковая, гимнастика пробуждения);
- физкультурные занятия, в том числе на воздухе;
- физкультурные праздники, досуги, соревнования;
- подвижные и спортивные игры;
- физминутки и динамические паузы;
- оздоровительный бег на прогулке;
- комплекс закаливающих мероприятий;
- тематические недели спорта и здоровья
В результате взаимодействия медицинской сестры и педагогического коллектива ДОО отмечается некоторая стабильность показателей заболеваемости и повышение посещаемости в течение последних трёх лет. Этому способствовал ряд причин, обозначенных при анализе физкультурно-оздоровительной работы: регулярность проведения физкультурных и оздоровительных мероприятий, систематичность закаливания, увеличение двигательной активности детей в режиме дня за счет проведения подвижных игр и упражнений на прогулке, С-витаминизация третьих блюд, индивидуальная и подгрупповая работа с детьми в группе и на улице. Педагогический коллектив прикладывает все усилия, чтобы формировать у детей ценностное отношение к своему здоровью. В числе мероприятий, проводимых в ДОО с целью укрепления здоровья и формирования привычки к здоровому образу жизни, можно назвать двигательный режим, занятия физической культурой, а также подготовку и участие детей в спортивных мероприятиях.
В ДОО проводится работа по охране жизни и укреплению здоровья детей, профилактике осанки: корригирующие упражнения и комплексы гимнастик после сна, утренние гимнастики в теплое время года на свежем воздухе. Физкультурные занятия, элементы воздушного и водного закаливания (полоскание горла прохладной водой, обширное умывание), индивидуальная работа по физическому развитию. Результаты заболеваемости и посещаемости детьми детского сада анализируются и обсуждаются педагогами на педагогических советах. Ежегодно проводится мониторинг состояния здоровья воспитанников и осуществляется распределение их по группам здоровья, физического развития, оформляется «Журнал здоровья» группы, данные которого доводятся до сведения педагогов и родителей, что помогает строить всю работу с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей. У педагогов разработан план мероприятий по укреплению и сохранению здоровья детей группы. Ежемесячно педагогами проводится анализ учета состояния здоровья детей и анализ заболеваемости и посещаемости детьми группы помесячно, что позволяет им своевременно принимать меры по устранению выявленных причин заболеваемости, зависящих от дошкольного учреждения.
В целом в ДОО наблюдается тенденция на сохранение здоровья детей и их физического развития. Для этого создаются все необходимые условия: улучшается и обновляется материальная база, проводятся закаливающие и оздоровительные процедуры.
Профилактический осмотр детей в ДОО осуществляет медицинская сестра, которая наряду с администрацией ДОО несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания воспитанников.
В МБДОО «Еланский ДС № 5 «Теремок» систематически и планомерно ведется работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском саду проводится отслеживание состояния здоровья детей. Педиатр определяет группу физического развития каждого воспитанника на основе антропометрических данных и группу здоровья на основе анамнеза и обследования детей врачами-специалистами.
В МБДОО «Еланский ДС № 5 «Теремок» выработана система работы по охране труда и обеспечению безопасных условий для жизни и здоровья воспитанников, в том числе детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), сотрудников.
Безопасность образовательного процесса обеспечивается благодаря безопасной среде: мебель закреплена, отсутствуют ядовитые и колючие растения, оборудованы стенды для соблюдения мер противопожарной безопасности; подобранная по росту детей мебель соответствует маркировке, освещенность помещений соответствует требованиям СП2.4.3648-20.
В детском саду имеются первичные средства пожаротушения в полном объеме. Работает звуковое оповещение при пожаре, имеется автоматическая пожарная сигнализация.
Детский сад, подключен на пульт центральной охраны, оборудован кнопкой тревожной сигнализации.
Оснащение кабинетов позволяет качественно решать задачи медицинского обслуживания детей, штат медицинских работников укомплектован в соответствии с нормативами.
Количество и соотношение возрастных групп детей в образовательном учреждении определено учредителем, исходя из их предельной наполняемости и гигиенического норматива площади на одного ребенка в соответствии с требованиями санитарно — эпидемиологических правил и нормативов.
Процесс оздоровления детей в детских садах организован в соответствии с требованиями СанПиН, образовательной программой ДОО, позволяет учитывать особенности здоровья, возможности воспитанников различных категорий.
Инклюзивное образование позволяет инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) быть полноправными участниками образовательного процесса.
По результатам проверок управления Роспотребнадзора, Инспекции государственного пожарного надзора предписания отсутствуют, в детском саду созданы все необходимые условия для воспитанников, соблюдаются нормы СанПиН и правила ППБ.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в детском саду оборудованием.
В детском саду созданы условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОО «Еланский ДС №5 «Теремок» организовано питание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с действующими Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13. Организованное сбалансированное четырехразовое питание построено на основе 10 — дневного меню.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МБДОО «Еланский ДС №5 «Теремок» не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованных компьютерных классов нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья : два компьютера, ноутбук с подключением к сети Интернет.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечен.
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья :
Технические средства обеспечения образовательного процесса: телевизор - 6, музыкальный центр -3, DVD- проигрыватель -6, музыкальная колонка -1, фортепиано – 1, проектор -1, экран – 2,
Наряду с этим необходимо отметить, что создание условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей на сегодняшний день рассматривается в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
По рекомендациям Рособрнадзора в данном разделе размещены следующие ссылки:
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Федеральный портал "Российское образование"
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг на нем в сфере образования
- Положение об индивидуальном образовательном маршруте для детей с ограниченными возможностями здоровья
Нормативно-правовой основой инклюзивного образования являются следующие документы:
— Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,
— Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (с изменениями на 14 сентября 2016 года),
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
— письмо Министерства образования и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 года «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».